Навигационные тренажеры

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Навигационный тренажер Navi-Trainer Professional 5000 предназначен для обучения и сертификации вахтенных офицеров, старших помощников, капитанов и лоцманов торговых и рыболовецких судов регистровой вместимостью 500 тонн и более. Тренажер NTPro 5000 сертифицирован Министерством транспорта РФ и норвежским классификационным обществом Det Norske Veritas. Версия 5000 учитывает опыт пользователей и создана с использованием последних технологических разработок компании.

Главный мостик, Морской государственный университет им. адм. Невельского (Владивосток)Транзас предлагает новейшую систему визуализации Seagull 5000. Инструктор может отдельно управлять ветровым волнением и зыбью. В тренажере используется несколько спектров волнения моря: Pierson-Moskowitz, Phillips, ITTC (International Towing Tank Conference), JONSWAP (Joint North Sea Wave Project), а также произвольный, заданный инструктором. Усовершенствованы водные эффекты: прозрачность, барашки, пена и брызги, а также трехмерное отображение носового буруна. Инструктор может задать любой цвет морской поверхности и вручную управлять положением и фазами Солнца и Луны для получения визуально привлекательных сценариев.

Тренажер состоит из станции инструктора и одного или нескольких навигационных (ходовых) мостиков и представляет собой модульную структуру, которая позволяет создать систему любого типа от тренажера радар/САРП или электронной картографии до полномасштабного тренажера интегрированного навигационного мостика.

РАБОЧАЯ СТАНЦИЯ ИНСТРУКТОРА

Рабочая станция инструктора обеспечивает преподавательский состав необходимыми инструментами для эффективной разработки упражнений, их выполнения и разбора. Разработка упражнений

  • Планирование упражнений и условий плавания, сценариев аварийных ситуаций, отказов оборудования и систем и т. д.
  • Предварительное проигрывание создаваемых упражнений.

Проведение упражнений

  • Оперативный контроль за ходом выполнения упражнения
  • Управление морскими и воздушными целями (курс, маршрут, скорость, огни, сигналы, неисправности и т. д.)
  • Управление буксирами (вручную или автоматически), швартовка, работа буксирными концами, работа с якорями
  • Управление условиями внешней среды (освещенность, видимость, волнение моря, сила и направление ветра, дрейф, ледовая обстановка, приливы, течения, облака и т. д.)
  • Введение ошибок и неисправностей в любую систему управления и мониторинга окружающей среды и судовых систем.

Анализ и разбор упражнений

  • Запись, архивирование и документирование выполненных упражнений
  • Воспроизведение любого эпизода упражнения во временном масштабе на станциях разбора упражнений, а также на любом ходовом мостике и станции ГМССБ
  • Возможность «переиграть» ситуацию с любого момента времени с исходными или измененными условиями.

Автоматическая система оценки компетенции

Конвенция ПДМНВ предусматривает наличие в тренажере системы автоматической оценки и анализа результатов обучения. Для этого Транзас разработал «Автоматическую систему оценки компетенции» (АСОК – в русской версии), или Transas Evaluation and Assessment System (TEAS – в английской версии), которая позволяет получать объективную оценку правильности выполнения упражнения обучаемым.

ОБОРУДОВАНИЕ МОСТИКА
Оборудование мостика может включать в себя:

  • средства управления судном;
  • радар/САРП (полнофункциональные копии самых распространенных радаров ведущих фирм-производителей);
  • ЭКНИС производства Транзас;
  • радионавигационное оборудование;
  • оборудование связи;
  • другое оборудование.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Визуализационная система навигационного тренажера позволяет воспроизводить окружающую обстановку, содержащую водное пространство, береговую черту, навигационную обстановку, береговые объекты и сооружения, различные атмосферные явления, эффекты видимости и освещенности.

Все этапы специальных операций, таких как поисково-спасательные, швартовые операции или операции с буксирами отображаются на визуализации, делая тренажер исключительно эффективным средством для проведения обучения по специальным разделам морской практики.

МОДЕЛИ СУДОВ

Для использования в тренажерах предлагается библиотека судов различного класса. На данный момент в нее входит более 100 моделей, в том числе контейнеровозы, танкеры, рыболовецкие и пассажирские суда, паромы, буксиры и т.д. Математические модели судов и судового оборудования, физических сил и эффектов разработаны на основе результатов исследований ведущих научных центров России и соответствуют самым высоким мировым стандартам.

Математические модели судов и судового оборудования можно корректировать с помощью специального Редактора моделей, поставляемого с тренажером. Эта программа позволяет пользователю по желанию корректировать математическую модель судна, а также создавать индивидуальные модели для своих нужд.

МОДЕЛИ СООРУЖЕНИЙ

При составлении упражнения инструктор имеет возможность добавить в выбранный им район плавания ряд вспомогательных объектов, разместив их по своему усмотрению. В число таких объектов входят различные здания, техника, нефтяные вышки, цистерны. Инструктор может определять зоны глубин, добавлять цели и собственные суда, а также задавать все необходимые погодные условия.

РАЙОНЫ ПЛАВАНИЯ

Район плавания Владивосток, здание Морского вокзалаТранзас предлагает в составе своих тренажеров большую библиотеку районов плавания, которая создавалась на протяжении нескольких лет и охватывает практически все важные для судоходства районы, проливы, переходы, порты захода. По заказу клиента могут быть разработаны новые районы любой части мирового океана, как на территории России, так и за ее пределами. Большое внимание уделяется созданию речных районов.

ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ

Система создает звуковую среду, соответствующую условиям плавания. Она позволяет имитировать шум ветра, работу двигателя в зависимости от хода, шум якорной цепи, звуковые сигналы собственного судна и судов целей (свисток, гонг, колокол) и другие сигналы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ХОДОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ВАХТЫ

Целью подготовки экипажа мостика является приобретение обучаемыми знаний и навыков, необходимых для управления судном. В ходе тренинга влияние человеческого фактора минимизируется, тем самым снижается вероятность происшествий в условиях реального плавания. По окончании курса обучаемые будут способны:

  • Формировать команду мостика, используя все доступные ресурсы, обеспечивать выполнение служебных обязанностей и вырабатывать чувство ответственности у всех членов команды
  • Составлять детальный план перехода и отслеживать продвижение судна в соответствии с планом
  • Производить оценку ситуации и принимать решения, направленные на обеспечение безопасности судна
  • Оказывать поддержку лоцману и отслеживать его действия
  • Определять необходимость разработки плана на случай непредвиденных обстоятельств в районе высокого риска
  • Распознавать последовательность действий, приводящих к ошибке, и эффективно прерывать такую последовательность
  • Интерпретировать и эффективно использовать данные о маневрировании судна.

РАБОТА С РЛС/САРП

Навигационные тренажеры в любых конфигурациях позволяют осуществлять обучение навыкам работы с современными радарами/САРП. При этом могут быть использованы как компьютерные имитаторы, так и подключаемые к тренажеру индикаторы реальных радаров. Используя собственную мировую картографическую базу данных, Транзас может создавать радарные сцены любого района мирового океана по желанию заказчика. В тренажерах применяется точная математическая модель распространения радарного сигнала, что повышает реализм восприятия и эффективность обучения.

Обучение соответствует международным стандартам, в частности, ПДМНВ’95 и включает тренинг по следующим программам:

  • РЛС наблюдение
  • Ведение радиолокационной прокладки
  • Избежание столкновений на основе правил IMO и с использованием предупредительной сигнализации
  • Ориентирование в ситуации, включая определение дистанций до целей, пеленга, курсов и скоростей
  • Выполнение вычислений по целям, как, например, CPA (дистанция кратчайшего сближения), TPA (время прохождения дистанции кратчайшего сближения), изменение курсов и скоростей
  • Настройка дисплеев РЛС/САРП и поддержание их в рабочем состоянии.

РАБОТА С ЭЛЕКТРОННОЙ КАРТОГРАФИЕЙ

В навигационных тренажерах используется ЭКНИС NaviSailor производства Транзас – одна из самых распространенных в мире судовых электронно-картографических систем, работающая на тысячах судов. ЭКНИС Транзас имеет сертификаты одобрения типа РМРС, BSH, DNV. Реальная электронно-картографическая система, входящая в состав тренажера, позволяет изучить все нюансы работы с электронными картами, включая создание и проработку маршрутов, производство корректуры электронных карт, а также принципы отображения различной информации.

Тренажеры ЭКНИС компании Транзас предлагаются в различных конфигурациях – от компьютерных программ, пригодных для обучения на борту судна, до тренажеров, включающих в себя реальные органы управления судном. Конфигурации могут варьироваться в случае индивидуальной или групповой тренажерной подготовки, а также при наличии или отсутствии необходимости осуществления наблюдательных функций со стороны инструктора.

В составе тренажера поставляется обширная коллекция электронных карт, покрывающая весь мировой океан. Существует возможность отображения электронных карт различных форматов: векторных – ENC ver.3 (официальные карты, выпущенные гидрографическими службами в соответствии с требованиями ИМО), TX 97 (производства Транзас), NIMA (карты производства американского военного картографического агентства); растровых – ARCS (карты, выпускаемые Британским Адмиралтейством), NDI/BSB (карты Гидрографических служб США), растровых карт других гидрографических служб.

Даже в минимальной конфигурации возможен обмен информацией с радаром и отображение информации УАИС. Тренажер полностью соответствует требованиям IMO, ПДМНВ и позволяет вести одновременное обучение до 24 человек в одном классе.

РАБОТА С АИС И ССОО

Согласно требованиям кодекса ISPS-2002, необходимо обучать персонал охраны, проводить учения и занятия для обеспечения безопасности судов и портовых сооружений, использовать АИС для судов и ССОО.

В соответствии с этими требованиями тренажер NTPRO дает возможность проведения обучения по АИС и ССОО и тем самым обеспечить безопасную и эффективную навигацию в открытом море и прибрежных водах путем автоматического обмена навигационной, статистической и путевой информацией между судами и береговыми станциями.

НАВИГАЦИОННО-ПРОМЫСЛОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

Навигационно-промысловые тренажеры Транзас созданы на основе навигационных тренажеров и предназначены для обучения судоводителей безопасному управлению судном и орудиями лова (тралом и кошельковым неводом) при облове рыбных скоплений с учетом подводной и надводной обстановки. Тренажеры также позволяют проводить полноценную подготовку по всем аспектам классического судовождения.

Использование комплексной высокореалистичной модели судна и судового оборудования, а также моделей орудий лова и рыбопоисковой аппаратуры позволяет использовать тренажеры как для исследования динамики поведения системы «судно-трал», так и для совершенствования тактики тралового и кошелькового лова.

Рыбопромысловый модуль обеспечивает обучение экипажа рыболовного судна:

  • Безопасному маневрированию при постановке рыболовных снастей
  • Поиску и обнаружению косяков рыбы
  • Наладке рыболовных снастей
  • Работе с рыболовными снастями во время облова рыбных косяков.

ЛЕДОВОЕ ПЛАВАНИЕ

Ледовая обстановка может быть задана инструктором в любом районе плавания, входящем в состав тренажера.

Наличие Ледового модуля, разработанного совместно с НИИ Арктики и Антарктики, позволяет отрабатывать действия экипажей при:

  • движении в битых льдах
  • движении вдоль кромки сплошного льда, удары о кромку
  • движении в разреженном льду, по полыньям и разводьям
  • движении за ледоколом (отработка действий вахтенной службы по удержанию места в караване, отработка связи между судном, ледоколом и другими судами в караване)
  • движении в канале в составе каравана
  • использовании радиолокационной информации при плавании в ледовых условиях
  • использовании карты ледовой обстановки в ЭКНИС

Точное моделирование эффектов взаимодействия судна со льдом (гидродинамическое взаимодействие с ледовой поверхностью, взаимодействие корпуса судна с кромкой льда, столкновение с ледовым полем и др.), качественная визуализация различных типов ледовой поверхности, ночных условий, эффектов видимости, отражений позволяет обеспечить максимальную реалистичность и эффективность обучения.

Текущее давление льда на корпус судна и история его изменения отображается на странице контроля нагрузки льда (Ice Load Monitor), которая позволяет определить уровень критического значения давления и предусматривает сигнал тревоги при превышении этого значения.

БУКСИРНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Навигационные тренажеры Транзас позволяют отрабатывать различные виды буксирных операций: портовых (эскортирование, швартовка), морской/речной буксировки судов и барж. Существует возможность использовать буксиры как собственные суда, управляемые экипажами мостиков, так и как суда цели, управляемые инструктором вручную или в полуавтоматическом режиме.

Имитируются практически все типы буксиров – с одним или двумя гребными винтами, движителями типа VoithShnaider, азимутальными поворотными насадками – с возможностью подключения реальных органов управления такими буксирами.

ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ (DPS)

IVCS 2002 DPS в составе навигационного мостикаС целью обеспечить полноценный уровень обучения работе с системой динамического позиционирования в соответствии со стандартами Морского института, требованиями IMO, предъявляемыми к ДП 2 класса, и соответствующими правилами в тренажер NTPRO интегрируется система динамического позиционирования IVCS 2002 DPS, разработанная компанией Navis.

Система имеет следующие режимы управления и функции:

  • Ручной и автоматический режим управления курсом
  • Режим динамического позиционирования с возможностью ручного, автоматического или полу-автоматического управления курсом
  • Режим автопилота с ручкой изменения положения руля FFU для непосредственного управления рулевым механизмом
  • Режим коррекции курса при маломи полном ходе с возможностью автоматического и ручного удержания курса, а также возможностью следования по курсу, обозначаемому как множество координатных точек
  • Режим удаленного управления судном с автоматическим и ручным управлением курсом и круговым обзором
  • Изменяемые координаты центра поворота
  • Автоматическая коррекция на ветер.

ОПЕРАЦИИ ПО ПОИСКУ И СПАСЕНИЮ

Тренажеры Транзас обеспечивают полноценную тренажерную подготовку по проведению Поисковых и Спасательных операций в соответствии с требованиями IAMSAR (International Aeronautical and Maritime Search And Rescue) конвенции IMO.

Моделирование современных типов спасательных судов, вертолетов, средств обнаружения и спасения на море, а также радиосвязи позволяет проводить обучение как по их использованию, так и по координации поисково-спасательных операций в самых сложных гидрометеорологических условиях. Синхронная запись и воспроизведение динамики событий, использования оборудования и переговоров в эфире являются наиболее эффективными средствами коррективного обучения навыкам по спасению человеческой жизни на море.

СПЕЦОПЕРАЦИИ

Навигационные тренажеры Транзас имеют ряд военно-морских приложений, позволяющих проводить тренажерную подготовку по проведению следующих спецопераций:

  • маневрирование при одиночном и совместном плавании
  • взаимодействие надводных и подводных кораблей с морской авиацией
  • применение оружия с использованием автоматизированных навигационно-стрельбовых комплексов
  • операции по бункеровке кораблей на ходу в море
  • высадка десанта и взаимодействие с наземными вооруженными силами.

Тренажеры специальных операций широко применяются как в навигационных школах, так и на морских базах береговой охраны во многих странах.

ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ С СУДС

Тренажер может включать станции рабочих мест операторов СУДС любой конфигурации: от небольших локальных постов до разветвленных современных СУДС с несколькими интегрированными локальными и региональными постами управления системами РЛ, видео, АИС-наблюдения, системами связи, регистрации, ведения БД и документирования. Комплекс оборудования и программное обеспечение тренажера позволяют имитировать все основные функции СУДС и предоставляют возможность создания районов с различной навигационной обстановкой. Оборудование навигационных мостиков обеспечивает управление судами-целями и создание разнообразных учебных сценариев и задач.

Тренажеры СУДС полностью соответствуют функциональным возможностям реальных СУДС производства Транзас, работающих в десятках портов мира.

Тренажеры СУДС могут работать в единой информационной среде с навигационными тренажерами и тренажерами ГМССБ Транзас.

Система подготовки тренажерных баз данных Model Wizard

Система подготовки тренажерных баз данных Model Wizard предназначена для производства и последующего редактирования баз данных для тренажеров семейства Navi­Trainer версии 4000 и выше, а также для планирования строительных работ в портах, исследования глубинной модели, моделирования навигационной обстановки. Model Wizard является самостоятельной системой, не требующей дополнительного программного обеспечения.

Состав

В состав системы входят базы данных по магнитным отклонениям, раконам, маякам, топовым фигурам буев. Кроме того, Model Wizard включает в себя редактор для создания и модификации моделей трехмерных береговых объектов и моделей судов (для подключения этой возможности необходимо наличие программы Autodesk AutoCAD 2002).

Возможности

Система Model Wizard ориентирована в основном на пользователя, не имеющего навыков трехмерного дизайна, и обладает интуитивно понятным интерфейсом, основанным на плановом расположении объектов. По желанию пользователя может быть изменена конфигурация берегов, изобат, добавлены или удалены точечные глубины, высоты и т. д. Предусмотрена возможность изменения пользователем параметров маяков и буев, их добавление и удаление.

Пользователь имеет возможность располагать в сцене звуковые объекты и связывать их с маяками и буями. Model Wizard автоматически генерирует такие объекты, как леса и населенные пункты с указанными пользователем свойствами внутри заданного контура. Для упрощения работы при модификации береговой черты, расстановки объектов и т.п. предусмотрено использование растровых изображений (данных спутниковой и аэрофотосъемки, схем причалов и т. п.) в качестве подкладки.

Процесс создания района плавания при помощи Model Wizard

1. На первом этапе пользователь выбирает район на карте и задает вид береговой черты (причальные стенки, обрывы и т.п.) Задание вида береговой черты
2. По данным карт автоматически строится полигональная модель рельефа.
3. В построенную сцену могут быть добавлены трехмерные модели (прототипы) из библиотеки объектов и любые культурные объекты, создаваемые с помощью Model Wizard. Могут быть заданы различные эффекты освещенности (любое время суток, погодные условия) Добавление объектов из библиотеки
4. По данным карты и рельефу автоматически создается радарная сцена. Создание радарной сцены

Библиотека объектов

Для создания приближенной к реальности визуальной среды в состав Model Wizard входит широкий набор готовых трехмерных объектов:

  • Библиотека объектовразные типы маяков и буев
  • радиомачты
  • осветительные вышки
  • трубы
  • цистерны
  • краны
  • контейнеры
  • модели автомобилей
  • отдельные дома
  • группы зданий и т.д.

Библиотека объектов может быть расширена созданием новых прототипов при помощи редактора трехмерных объектов, входящего в состав Model Wizard. От пользователя требуется расположить необходимый объект в нужном месте карты на «виде сверху» (маяки и буи, имеющиеся на электронной карте, выставляются автоматически). Процесс создания сцены может быть проконтролирован программами просмотра визуальной и других компонент.