Компания Транзас в 1998 году первой в мире разработала и наладила производство Электронно-Картографических Навигационно-Информационных систем (ЭКНИС) в полном соответствии с требованиями ИМО, получив на них сертификаты одобрения типа от Департамента Морского Транспорта и Российского Морского Регистра Судоходства. В сентябре 1999 года компания Транзас получила первый в мире международный сертификат на ЭКНИС классификационного общества BSH (Германия).
ЭКНИС компании Транзас установлены на кораблях Военно-морских Сил и Береговой охраны более 30 стран мира, на судах более 300 судоходных компаний, в том числе и российских.
Navi-Sailor 3000 — современный продукт многолетнего успешного опыта Транзас в области морских навигационных систем, программного обеспечения и векторной электронной картографии, способный удовлетворить любые запросы и требования профессионального судоводителя. Navi-Sailor 3000 может использоваться как самодостаточная изолированная система, так и как часть Интегрированной Навигационной Системы. Navi-Sailor 3000 разработана в соответствии с требованиями Конвенции SOLAS и Резолюции IMO, имеет сертификаты Российского Морского Регистра Судоходства, Российского Речного Регистра и норвежского сертификационного общества DNV.
Конфигурация
ЭКНИС включает в себя процессор, монитор, клавиатуру с трекболом и программное обеспечение. Именно в такой конфигурации система получила сертификаты одобрения типа от Департамента морского транспорта Минтранса РФ и Морского Регистра Судоходства России и в такой конфигурации предлагается для установки на суда. Монитор для отображения электронной карты может устанавливаться в специальной консоли, встраиваться в пульт управления судном или монтироваться на специальном кронштейне.
Возможность интеграции
ЭКНИС производства Транзас имеет очень высокий уровень интеграции. Существует возможность подключения 16 различных датчиков информации в форматах IEC 61162-1 или NMEA 0183:
- двух систем позиционирования GPS (DGPS), DECCA Navigator, Loran C, GLONASS, GPS+GLONASS (посылки GGA, GLL, GSV, RMC, SNU, DTM, VTG, ZDA, ZLZ, ZZU)
- двух САРП (посылки NMEA САРП — TTM, OSD, RSD, VHW, собственные протоколы САРП ATLAS 8600, RACAL 2690, KH Concept, Bridge Master)
- гирокомпаса (посылки HDT, OSD, VHW)
- магнитного компаса (посылки HDM, VHW)
- лага (посылки OSD, VHW, VBW)
- эхолота (посылки DBT, DPT, DBK, DBS)
- датчика ветра (посылки VWR, MWV, VWT)
- авторулевого (посылки APA, APB, BOD, BWC, PRAPA, PASTE, XTE, XTD)
- дигитайзера (посылки GLL, WPL)
- датчика температуры воды (посылка MTW)
- бинокля
- ЦИВ-транспондера
- SOTDMA-транспондера (посылки RMC, HDT, SSD, VSD, ABM, BBM)
- датчика дрейфа (посылка VDR)
- датчика времени
Форматы карт
Navi-Sailor 3000 позволяет использовать и одновременно отображать на экране карты 6 различных форматов:
- Векторные карты формата TX-97 (производство Транзас)
- Векторные карты формата ENC/S57 (официальные карты, выпущенные Гидрографическими службами в соответствии с требованиями IMO)
- Векторные карты формата DNC/VPF (выпуск Американского военного картографического агентства NIMA)
- Растровые карты формата ARCS (выпуск Британского Адмиралтейства)
- Растровые карты формата NDI/BSB (карты Гидрографических служб США и Канады)
- Растровые карты формата NOS/GEO, Seafarer (выпуск Гидрографической службы Австралии)
Отображение карт
Существует возможность одновременного отображения на двух картографических панелях одной карты в разных масштабах и с различной ориентацией. Для удобства пользователя каждая панель отображается отдельно с собственными режимами управления и линейкой инструментов.
Ориентация карт позволяет отображать любую комбинацию следующих режимов движения судна:
- По норду
- По курсу
- По маршруту
- Истинного/Относительного движения
Корректура карт
Существует несколько вариантов предоставления услуг автоматической корректуры карт:
- доставка обновленной коллекции карт на СD каждые три месяца (базовый корректурный сервис)
- обновление по сети Интернет с корпоративного сайта группы компаний Транзас www.transas.com (профессиональный корректурный сервис)
В Navi-Sailor 3000 также доступна и ручная корректура электронных карт.
Позиционирование
Navi-Sailor 3000 автоматически предоставляет судоводителю всю необходимую информацию:
- текущее местоположение и вектор движения судна
- получение информации от радара/САРП и работа с РЛцелями
- данные, полученные от других подключенных навигационных датчиков
- данные АИС
- отображение контура судна в соответствии с заданными параметрами и масштабом карты
- информация об опасных объектах и районах на карте
- данные о приливах, течениях, погоде
Navi-Sailor 3000 позволяет сохранить несколько графиков (расписаний) прохождения одного и того же маршрута. В сетевой конфигурации существует возможность обмена данными о маршруте между несколькими интерактивными системами NaviSailor.
Информация по объектам на карте
Navi-Sailor 3000 позволяет получать информацию по всем навигационным объектам, нанесенным на векторную карту:
- Точечные объекты (маяки, буи, информационные объекты, и т.д.);
- Линейные или пространственные объекты (рекомендуемые маршруты, кабели, трубопроводы, границы раздела, районы, и т.д.);
- Символы сообщений NAVTEX (при подключении функции Navtex Manager).
Информация из баз данных
Пользователи системы Navi-Sailor 3000 имеют доступ к следующим базам данных Транзас, содержащим ценную информацию для правильных и точных вычислений, позволяющих сократить потребление топлива и оптимизировать время перехода:
- приливы и приливоотливные течения
- сезонные поверхностные течения
Планирование маршрута
При планировании маршрутов в системе Navi-Sailor 3000 используются следующие данные:
- географические данные (координаты, направление в данную маршрутную точку из предыдущей, GС/RL – ортодромия/локсодромия)
- информация о расписании движения по маршруту (ETA время прибытия в последнюю точку маршрута, ETD время выхода из первой расчетной точки маршрута, средняя скорость следования из предыдущей в данную маршрутную точку)
- параметры безопасности при следовании по маршруту
Возможности планирования маршрута перехода также включают:
- функцию проверки планируемого маршрута (одновременно с его созданием или уже созданного и сохраненного)
- загрузку маршрута в GPS
- редактирование маршрута графическим и табличным методами
- передачу данных о маршруте с основной станции на дополнительные (в сетевом варианте ЭКНИС)
- печать таблицы маршрута
Тревожная сигнализация
В системе Navi-Sailor 3000 генерируются основные группы тревожных сообщений:
- antigrounding – приближение к навигационным опасностям, опасным изобатам и малым глубинам, подход к особым районам
- route – отклонение судна от маршрута, подход к маршрутной точке, прохождение последней маршрутной точки
- target/radar – события, связанные с целями и с датчиками, передающими в Navi-Sailor информацию о целях
- sensors мониторинг данных от подключенных датчиков
- network alarms – мониторинг состояния сетевой конфигурации системы Navi-Sailor
Электронный судовой журнал
При использовании системы Navi-Sailor 3000 на борту судна вся информация автоматически записывается в Электронный судовой журнал. Фиксируются навигационные данные, состояние подключенных подсистем, используемые карты, алармы и действия оператора. При этом оператор системы может в любой момент сделать принудительную запись, внести сведения о погоде и свои комментарии.
Функция «Playback»
Функция проигрывания записи перехода (Playback) используется для просмотра всех деталей прошедшего рейса, применяя данные, автоматически архивируемые системой в процессе работы.
Доступны следующие опции проигрывания деталей рейса:
- воспроизведение движения собственного судна и целей
- воспроизведение всей навигационной обстановки на выбранный момент времени
- быстрый просмотр ситуации
Интегрированная информация от Navtex
Система Navi-Sailor 3000 автоматически считывает поступающие по системе Navtex сообщения, обрабатывает их, выделяет координаты, район, передающую станцию, тему и некоторые другие параметры, сохраняет сообщение на диске и отображает отметку сообщения на электронной карте немедленно по получении. Автоматическая сигнализация активизируется при входе в зону, полученную от приемника Navtex, или при подходе к отметке одиночного сообщения.
Наложение радарного изображения
В систему NaviSailor 3000 может быть установлена плата радар-процессора производства Транзас, которая принимает сигнал от радара, производит цифровую обработку принятого сигнала и формирует массив данных для наложения радарной картинки на электронную карту. Использование платы радарпроцессора значительно расширяет диапазон возможностей Navi-Sailor 3000, позволяя осуществлять:
- наложение «сырой» радарной картинки поверх карты
- автоматическое выделение и сопровождение до 128 целей одновременно
- запись «сырого» радарного изображения на жесткий диск компьютера
Благодаря возможности отслеживания целей на всей зоне действия радара, автоматическому захвату и сопровождению целей, радарпроцессор производства Транзас дополнительно выполняет функции САРП.
Интегрированный Модуль погоды
Интегрированный в систему Модуль погоды SPOS дает возможность пользователям получать по электронной почте прогностическую информацию, поступающую от Meteo Consult, и отображать ее на электронной карте.
Интеграция с АИС
Сопряжение системы Navi-Sailor 3000 с АИСтранспондером обеспечивает следующие функциональные возможности:
- отображение целей АИС на экране
- полная информация о целях
- отправление и прием сообщений, а также информации о целях
- быстрая идентификация целей по названию, номеру IMO, MMSI и позывному
- выделение выбранных целей на карте
Поисково-спасательные операции
Navi-Sailor 3000 позволяет создать маршрут, соответствующий одной из схем поиска терпящих бедствие, рекомендованных Конвенцией по поиску и спасению SAR:
- расширяющийся квадрат (Expanding Square)
- параллельные галсы (Parallel Track/ Creeping Line)
- поиск по секторам (Sector Search)
Помимо этого, доступна коррекция Current/Drift (расчетный дрейф в районе поиска при постоянном течении).