Получение практических навыков в управлении и обслуживании систем машинно-котельного отделения (МКО) судна — вероятно самая сложная задача в процессе подготовки инженерного состава для флота, поскольку требует наличия учебного судна и различных натурных стендов берегового базирования. То есть требует больших затрат, как финансовых, так и временных, при организации учебного процесса. А получение этих навыков в условиях нештатных, критических ситуаций еще больше усложняет задачу или вообще делает ее неразрешимой.
Именно этим целям и служат постоянно развивающиеся в мире тренажеры, имитирующие технологические средства судна. Подход у производителей тренажеров к реализации задачи может быть различным. Если фирма производит, кроме тренажеров, еще и реальные комплексные системы управления, то чаще всего, она переносит в свои тренажеры идеологию и технические решения из реальных систем собственного производства. Наряду с положительным, в таком подходе таится и некоторый негативный оттенок — тренажер становится, как бы заложником реальной системы и не может развиваться столь динамично как хотелось бы, впитывая все новые мировые веяния и тенденции в судостроении.
Второй подход, который и был использован компанией Транзас, состоит в том, чтобы создавать тренажеры, в которых используется более широкий опыт создания комплексных систем управления. Таким образом тренажер не привязан к конкретному производителю оборудования, в нем отражены базовые, наиболее общие решения технических вопросов. При этом сохраняется возможность доработки существующего тренажера под конкретные требования заказчика или разработки абсолютно нового тренажера для заказчика, повторяющего конкретный тип судна, конкретное оборудование МКО и т.д.
Тренажер Судовой Энергетической Установки (СЭУ) разработан для проведения обучения и наработки навыков несения вахты в машинно-котельном отделении и на центральном посту управления современного судна высокой степени автоматизации, а также для проверки уровня знаний судовых механиков, включая старших механиков.
Тренажер ERS 4000 разработан в соответствии с требованиям конвенции ПДМНВ’95, а также курсов IMO: 2.07; 2.08; 7.02; 7.04. Тренажер сертифицирован норвежским клаcсификационным сообществом Det Norske Veritas как соответствующий классу А.
Функциональность тренажера ERS 4000 и различные комбинации режимов контроля и управления обеспечивают три основных уровня обучения и тренинга в соответствии с требованиями Международной конвенции ПДМНВ’95:
- Ознакомление и изучение
- Несение вахты в условиях штатных режимов работы систем и оборудования
- Несение вахты в условиях нештатных режимов работы, поиск и локализация неисправностей.
Основные преимущества тренажера:
- функциональность тренажера обеспечивает все уровни обучения, тренинга и проверки компетенции, включая как индивидуальную, так и групповую подготовку, тренировку команды под руководством инструктора или без него
- полный набор режимов работы инструктора – редактор упражнений, разъяснение задания (Briefing), проведение занятий в классе, анализ результатов, упражнения со сценариями (Debriefing)
- высокий уровень моделирования в режиме реального времени обеспечивает поведенческий реализм и адекватность тренажера
- интерфейс тренажера соответствует лучшим образцам современных комплексных систем управления, что обеспечивает высокий физический реализм тренажера
- логически выверенный интерфейс тренажера обеспечивает быстроту освоения тренажера и удобство в работе
- модульная структура тренажера обеспечивает возможность реализации особых требований заказчика и дальнейшего развития тренажера
- наличие программы подготовки инструкторов
- всеобъемлющие руководства и необходимые справочные материалы
МОДИФИКАЦИИ ТРЕНАЖЕРА
Тренажер выпускается в трех модификациях:
ERS 4000 Full Mission Модификация тренажера, в которой рабочее место Обучаемого — это набор пультов и шкафов управления, имитирующих обстановку ЦПУ современного судна, включая главный и аварийный распределительные щиты судовой электростанции. Таким образом контроль и управление осуществляется не только с экранов мониторов ПК, но и с панелей контроля и управления, оснащенных всеми необходимыми элементами — показывающими приборами, индикаторами, кнопками, переключателями и т.д. |
|
ERS 4000 Network Class Полнофункциональный тренажер, предназначенный для группового обучения. Весь контроль и управление оборудованием МКО осуществляется только с экранов мониторов персональных компьютеров (ПК), установленных на рабочих местах Обучаемых. Один Инструктор управляет классом, включающим до 12 рабочих мест Обучаемых. |
|
ERS 4000 Solo Модификация тренажера, специально разработанная для индивидуального использования, которая устанавливается на отдельно стоящий компьютер. Разработан для самостоятельной подготовки, первичного обучения или восстановления знаний и навыков. Функции инструктора включают в себя редактор упражнений и анализ результатов (Debriefing). |
РАБОЧЕЕ МЕСТО ОБУЧАЕМОГО
Тренажер ERS 4000 позволяет работать с тремя модулями:
- Модуль пропульсивной установки – главный двигатель и обслуживающие его системы
- Модуль судовой электростанции
- Модуль вспомогательных систем и механизмов.
Все три модуля могут использоваться независимо друг от друга или работать совместно в полной взаимосвязи.
Модуль пропульсивной установки:
- ДАУ пропульсивной установки
- Система охлаждения пресной водой
- Система охлаждения забортной водой
- Система смазки
- Система топливоподготовки
- Сепараторы топлива и смазки
- Система топливоподачи
- Система сжатого воздуха
- Система газовыпуска и турбокомпрессор
- Центральный пост управления
- Система ВРШ
- Система смазки и уплотнения валопровода
- Индицирование рабочего процесса в цилиндрах ГД
- Локальный пост в МО и т.д.
Модуль судовой электростанции:
- Дизельгенераторы
- Валогенератор
- Турбогенератор
- Секции ГРЩ и АРЩ
- Аварийный генератор
- Потребители, фидеры, контроль изоляции и т.д.
Система аварийно-предупредительной сигнализации и защиты (АПС)
- Панели АПС
- Звуковое и световое уведомление о тревоге
- Функция подтверждения
- Принтер АПС
- Системы защиты
- Система Dead Man.
Вспомогательные системы и механизмы:
- Котельная установка
- Паровая турбина турбогенератора
- Рулевая машина
- Система льяльных вод
- Опреснительная установка
- Противопожарная станция
- Главная пожарная система
- Система углекислотного тушения
- Холодильная установка провизионных кладовых
- Паровые турбины грузовых насосов
- Система очистки бытовых вод
- Генератор инертных газов
- Инсинератор
- Балластная система
- Система воздушного кондиционирования.
Возможно как одновременное, так и раздельное использование всех трех компонентов.
РАБОЧЕЕ МЕСТО ИНСТРУКТОРА
Инструкторское место оборудовано двумя мониторами – один предназначен для непосредственного управления тренажером, другой отображает информацию от обучаемого в графическом виде.
Программное обеспечение инструктора поддерживает:
- работу редактора упражнений
- режим «Briefing» инструктаж
- режим «Online control» для тренажерного класса – контроль выполнения упражнений и оперативные воздействия
- режим «Debriefing» анализ выполнения упражнений обучаемыми
- автоматизированная система оценки выполнения упражнения TEAS
Главное окно программы инструктора включает:
- органы управления тренажером
- монитор данных (параметров)
- список текущих сигналов АПС
- монитор событий и действий
- окно текущего сценария
- кнопки выбора обучаемых
ПОЛНОРАЗМЕРНЫЕ ПУЛЬТЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Тренажеры СЭУ производства Транзас разработаны в полном соответствии с требованиями STCW ’95 и IMO для проведения обучения судовых механиков несению вахты в Центральном Посту Управления (ЦПУ) современного судна с высокой степенью автоматизации (класс А1, A2).
Для реализации этой задачи в Тренажере имитируются узлы, механизмы и системы машинно-котельного отделения (МКО), а также системы локального управления, ручного и автоматизированного дистанционного управления, включая системы защиты и аварийно-предупредительной сигнализации (АПС).
Полноразмерные консоли со встроенными панелями управления и индикации создают убедительный судовой интерьер.
Консоли, входящие в состав тренажера ERS 4000, имитируют:
- Консоль центрального поста управления (ЦПУ)
- Секции главного распределительного щита (ГРЩ) и аварийного распределительного щита (АРЩ) судовой электростанции
- Панели местных постов управления
- Звуковая система имитирует шумы всех основных механизмов машинного отделения
- Система АПС имитирует аварийные звуковые и световые сигналы.
ТРЕНАЖЕР ВИРТУАЛЬНОГО СУДНА
Используя открытую архитектуру и модульную структуру тренажеров, Транзас обеспечивает интеграцию между тренажером ERS 4000 и тренажером NaviTrainer 4000. В результате интеграции появляется возможность использовать тренажер виртуального судна.
Совместный тренинг судовых механиков и судоводителей позволяет решать следующие задачи:
- достижение слаженности действий команды конкретного судна
- достижение понимания работы всех систем судна как единого целого
- тренинг в аварийных и критических ситуациях
- изучение систем МКО и органов их контроля и управления, расположенных на ходовом мостике современного высокоавтоматизированного судна (в соответствии со стандартом IMO «Watch 1»)
- обеспечение тренинга команд судов с высокой степенью автоматизации.
3D Virtual Reality
3D Virtual Reality является дополнительной функциональностью, внедренной разработчиками Транзас в тренажер Судовой Энергетической Установки, и обеспечивает:
- Возможность проведения виртуальных экскурсий по машинному отделению с целью ознакомления с оборудованием и системами МКО
- Работу с локальных постов МО
- Имитацию звуков работы механизмов и сигнализации для создания реалистичности обстановки.
Модели судов
Библиотека моделей судов тренажера ERS 4000 охватывает наиболее распространенные типы пропульсивных установок. В данный момент библиотека включает следующие модели судов:
- Сухогруз, дизель MAN B&W 6S60 MC
- Балкер, дизель WARTSILA-SULZER RTA58
- Ро-ро, дизель S.E.M.T. Pielstick 16 PC 2.2 V-400
- Траулер, дизель CATERPILLAR 3508 TA
- Контейнеровоз, дизель MAN B&W 10K98 MC
- Нефтеналивной танкер, дизель MAN B&W 6S60 MC
- Танкер LNG, паровая турбина KAWASAKI UA-400
Область применения:
- морские тренажерные центры и учебные заведения, готовящие специалистов двойной квалификации (судоводитель/механик)
- судоходные компании, проводящие тренинги команд судов