Судовые системы транспортной безопасности

Требования по обеспечению транспортной безопасности обязывают оснащать суда транспортной (судовой) системой контроля и управления доступом «СКУД», соответствующую постановлению Правительства № 969 (Гл. III), наличие которой на судне требует п.8 ПП № 1637 наряду с системой видеонаблюдения. Согласно этому пункту транспортное средство подлежит оснастить техническими средствами, обеспечивающими видеообнаружение объектов на ходовом мостике и путях прохода к нему, там, где размещаются грузы и где находятся пассажиры. Также необходимо обеспечить контроль доступа к судовым системам, агрегатам и механизмам, а также средствам управления транспортного средства; все эти узлы именовать «критическими элементами».

Итак, с технической точки зрения задача обеспечения транспортной безопасности сводится к установке на судне системы судового видеонаблюдения в критических точках, а также СКУД, управляющей доступом к критическим элементам. И судовое видеонаблюдение, и система контроля и управления доступом должны соответствовать требованиям ПП № 969 и № 1637, то есть иметь соответствующие сертификаты СТИС.

В зависимости от сложности система контроля и управления доступом комплектуется считывателями определенного вида. Наивысший уровень защиты предоставляют биометрические системы, поскольку завязаны непосредственно на личность, остальные – кодовые замки, карточки, магнитики – в целом, несут достаточно формальную функцию, поскольку могут быть переданы, скопированы и т.п., вместе с тем они достаточно дешевы и при определенных требованиях имею право на существование.

Ответные механизмы – замки, двери, турникеты – также важны, поскольку представляют собой непосредственный физический заслон, который может быть преодолен и минуя вопрос-ответ, если будет недостаточно надежен. В этом смысле наилучшим образом работают запираемые двери, укомплектованные либо электронными замками, либо магнитными, характеризуемыми усилием на разрыв.

Турникеты представляют собой формальные препятствия, однако также в некоторых случаях могут быть весьма эффективны. Принтер представляет собой устройство, при помощи которого печатается индивидуальная карта-проходка. Понятно, что в случае биометрии в этом элементе отпадает необходимость. Также система СКУД включает в себя множество так называемой аксессуарики, например, кнопки выхода, кабели и т.п., от качества которых зависит итоговая функциональность системы.

Конфигурация системы судового видеонаблюдения и СКУД напрямую вытекает из Плана транспортного средства, реализуемого в течение 5 месяцев с даты вступления в силу требований ПП № 1637 для эксплуатируемых транспортных средств, и в течение 10 месяцев – для в водимых в эксплуатацию. Оснащение выполняется сертифицированными специалистами.