NaviSailor 3000 ECDIS-I

NaviSailor 3000 ECDIS-I – современный продукт многолетнего успешного опыта Транзас в области морских навигационных систем, программного обеспечения и векторной электронной картографии, способный удовлетворить любые запросы и требования профессионального судоводителя. Navi-Sailor 3000-I может использоваться как самодостаточная изолированная система, так и как часть Интегрированной навигационной системы. Navi-Sailor 3000-I разработана в соответствии с требованиями Конвенции SOLAS и Резолюции IMO, имеет сертификаты Российского морского регистра судоходства, Российского речного регистра и норвежского сертификационного общества DNV.

Navi-Sailor 3000 позволяет проводить различные операции с картами (автоматическая загрузка, масштабирование, вкл./выкл. различных слоев информации), осуществлять автоматическое ведение судового журнала, получать информацию по навигационным объектам, планировать переход, вести учет течений и погодных условий, включать тревожную сигнализацию, создавать планы поисково-спасательных операций, работать с оборудованием АИС, включать режим Истинного/Относительного движения, осуществлять ориентацию по «По норду», «По курсу», «По маршруту» и др.

Конфигурация

Поскольку ЭКНИС, по сути, позволяет отказаться от работы на борту судна с бумажными картами, уровень требований к таким системам достаточно высок. Статус ЭКНИС определен правилами 18 и 19 главы V Конвенции SOLAS-74 и Резолюцией IMO A.817(19), согласно которым необходимо:

  • Наличие сертификата одобрения типа, выданного соответствующими классификационными обществами Сертифицируется не только программное обеспечение электронной картографии, но и процессорный блок, дисплей и устройство ввода. В течение всего срока действия сертификата система должна поставляться в неизменном виде.
  • Использование карт официальных форматов, выпущенных уполномоченными государством гидрографическими службами. В настоящий момент это векторные карты ENC формата S-57 (производитель в России - ГУНиО МО РФ). Для удобства установки и обновления баз данных все карты формата S-57/ENC конвертируются в специальный формат SENC CD-8 компании Транзас.
  • Обязательное дублирование, которое обспечивается:
    • путем установки двойного комплекта оборудования ЭКНИС, объединенного в компьютерную сеть с подключением каждого компьютера к навигационным датчикам с присвоением им статусов "Ведущий" и "Ведомый". Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость без потери информации в случае выхода из строя одной из систем;
    • наличием откорректированной коллекции бумажных карт (только в случае установки одного комплекта оборудования ЭКНИС).

Схема подключения внешних устройств

Возможность интеграции

ЭКНИС производства Транзас имеет очень высокий уровень интеграции. Существует возможность подключения 16 различных датчиков информации в форматах IEC 61162-1 или NMEA 0183:

  • двух систем позиционирования GPS (DGPS), DECCA Navigator, Loran C, GLONASS, GPS+GLONASS (посылки GGA, GLL, GSV, RMC, SNU, DTM, VTG, ZDA, ZLZ, ZZU)
  • двух САРП (посылки NMEA САРП - TTM, OSD, RSD, VHW, собственные протоколы САРП ATLAS 8600, RACAL 2690, KH Concept, Bridge Master)
  • гирокомпаса (посылки HDT, OSD, VHW)
  • магнитного компаса (посылки HDM, VHW)
  • лага (посылки OSD, VHW, VBW)
  • эхолота (посылки DBT, DPT, DBK, DBS)
  • датчика ветра (посылки VWR, MWV, VWT)
  • авторулевого (посылки APA, APB, BOD, BWC, PRAPA, PASTE, XTE, XTD)
  • дигитайзера (посылки GLL, WPL)
  • датчика температуры воды (посылка MTW)
  • бинокля
  • ЦИВ-транспондера Ross DSC 500
  • SOTDMA-транспондера (посылки RMC, HDT, SSD, VSD, ABM, BBM)
  • датчика дрейфа (посылка VDR)
  • датчика времени

Форматы карт

Navi-Sailor 3000-I позволяет использовать и одновременно отображать на экране карты различных форматов:

  • Отображение карт различных форматовВекторные карты формата TX-97 (производство Транзас)
  • Векторные карты формата ENC/S­57 (официальные карты, выпущенные Гидрографическими службами в соответствии с требованиями IMO)
  • Векторные карты формата SENC CD-8, конвертированные компанией Транзас из официального ENC-формата
  • Векторные карты формата DNC/VPF (выпуск Американского военного картографического агентства NIMA)
  • Растровые карты формата ARCS (выпуск Британского Адмиралтейства)
  • Растровые карты формата NDI/BSB (карты Гидрографических служб США и Канады)
  • Растровые карты формата NOS/GEO, Seafarer (выпуск Гидрографической службы Австралии)

Отображение карт

Существует возможность одновременного отображения на двух картографических панелях одной карты в разных масштабах и с различной ориентацией. Для удобства пользователя каждая панель отображается отдельно с собственными режимами управления и линейкой инструментов.

Ориентация карт позволяет отображать любую комбинацию следующих режимов движения судна:

  • По норду
  • По курсу
  • По маршруту
  • Истинного/Относительного движения

Корректура карт

Существует несколько вариантов предоставления услуг автоматической корректуры карт:

  • доставка обновленной коллекции карт на СD каждые три месяца (базовый корректурный сервис)
  • обновление по сети Интернет с корпоративного сайта группы компаний Транзас www.transas.com (профессиональный корректурный сервис)
  • корректурный сервис в интерактивном режиме для карт формата TX-97 и SENC CD-8

Программа Chart Assistant позволяет значительно упростить процесс заказа и получения корректуры карт формата SENC через судовую станцию связи.

Позиционирование

ПозиционированиеNavi-Sailor 3000-I автоматически предоставляет судоводителю всю необходимую информацию:

  • текущее местоположение и вектор движения судна
  • получение информации от радара/САРП и работа с РЛ­целями
  • данные, полученные от других подключенных навигационных датчиков
  • данные АИС
  • отображение контура судна в соответствии с заданными параметрами и масштабом карты
  • информация об опасных объектах и районах на карте
  • данные о приливах, течениях, погоде

Navi-Sailor 3000-I позволяет сохранить несколько расписаний прохождения одного и того же маршрута. В сетевой конфигурации существует возможность обмена данными о маршруте между несколькими интерактивными системами Navi­Sailor.

Информация по объектам на карте

Информация по объектам на картеNavi-Sailor 3000-I позволяет получать информацию по всем навигационным объектам, нанесенным на векторную карту:

  • Точечные объекты (маяки, буи, информационные объекты, и т.д.);
  • Линейные или пространственные объекты (рекомендуемые маршруты, кабели, трубопроводы, границы раздела, районы, и т.д.);
  • Символы сообщений NAVTEX (при подключении функции Navtex Manager).

Информация из баз данных

Информация из баз данныхПользователи системы Navi-Sailor 3000-I имеют доступ к следующим базам данных Транзас, содержащим ценную информацию для правильных и точных вычислений, позволяющих сократить потребление топлива и оптимизировать время перехода:

  • приливы и приливо­отливные течения
  • сезонные поверхностные течения

Маршруты

Планирование маршрута

Существует возможность создания и редактирования маршрута графическими и табличными методами, а также два способа навигации между маршрутными точками (WPs) - ортодромия и локсодромия. Система обеспечивает:

  • планирование маршрута перехода с учетом погодных условий, поверхностных и приливных течений
  • передачу данных о маршруте с основной станции на дополнительные (в сетевом варианте ЭКНИС)
  • печать таблицы маршрута
  • возможность быстрой конвертации и сохранения данных маршрута в формат MS Excel

Планирование маршрутаПроверка маршрута

Функция проверки планируемого маршрута на предмет близости объектов, представляющих опасность для навигации. Параметры безопасности при следовании по маршруту задаются пользователем. Режим позволяет редактировать маршрут при проверке.

Работа с несколькими маршрутами

  • одновременная загрузка нескольких маршрутов длля просмотра и сравнения
  • настройка активного маршрута
  • быстрый поиск активного маршрута на карте

Режим автоматического увеличения масштаба маршрута (AutoZoom)

Во время движения по маршруту существует возможность автоматического увеличения масштаба карты по мере приближения к следующей точке маршрута.

Мониторинг маршрута

  • постоянное отображение местоположения и вектора движения судна
  • отображение данных о местоположении судна по отношению к проложенному маршруту
  • мониторинг опасных объектов на карте
  • получение информации от подключенных датчиков
  • отображение среднеквадратичного значения текущего местоположения судна в зависимости от используемого датчика позиционирования
  • отображение дополнительных элементов маршрута (круг подхода, отклонение от проложенного маршрута (XTE), радиус поворота).

Тревожная сигнализация

Панель тревожной сигнализацииВ системе Navi-Sailor 3000-I генерируются основные группы тревожных сообщений:

  • antigrounding – приближение к навигационным опасностям, опасным изобатам и малым глубинам, подход к особым районам
  • chart areas - подход к хонам разделения и другим особым районам, обозначенным на векторной электронной карте
  • route – отклонение судна от маршрута, подход к маршрутной точке, прохождение последней маршрутной точки
  • target/radar – события, связанные с целями и с датчиками, передающими в Navi-Sailor информацию о целях
  • AIS - используется при работе с различными видами АИС-транспондеров (УАИС, АИС- транспондеры)
  • sensors ­ мониторинг данных от подключенных датчиков
  • network alarms – мониторинг состояния сетевой конфигурации системы Navi-Sailor

Электронный судовой журнал

Электронный судовой журналПри использовании системы Navi-Sailor 3000-I на борту судна вся информация автоматически записывается в Электронный судовой журнал. Фиксируются навигационные данные, состояние подключенных подсистем, используемые карты, алармы и действия оператора. При этом оператор системы может в любой момент сделать принудительную запись, внести сведения о погоде и свои комментарии.

Функция "Playback"

Функция проигрывания записи перехода (Playback) полностью соответствует требованиям IEC 61174 относительно завписи деталей рейса в течение 12 часов. Функция используется для просмотра всех деталей прошедшего рейса, применяя данные, автоматически архивируемые системой в процессе работы.

Функция проигрывания записи переходаДоступны следующие опции проигрывания деталей рейса:

  • воспроизведение движения собственного судна
  • воспроизведение движения записанных маршрутов целей, полученных от САРП, АИС и платы RIB
  • воспроизведение записанного радарного изображения, полученного от платы радар-процессора.

Интегрированная информация от Navtex

Интегрированная информация от NavtexСистема Navi-Sailor 3000-I автоматически считывает поступающие по системе Navtex сообщения, обрабатывает их, выделяет координаты, район, передающую станцию, тему и некоторые другие параметры, сохраняет сообщение на диске и отображает отметку сообщения на электронной карте немедленно по получении. Автоматическая сигнализация активизируется при входе в зону, полученную от приемника Navtex, или при подходе к отметке одиночного сообщения.

Наложение радарного изображения

Наложение радарного изображенияВ систему Navi­Sailor 3000-I может быть установлена плата радар­процессора производства Транзас, которая принимает сигнал от радара, производит цифровую обработку принятого сигнала и формирует массив данных для наложения радарной картинки на электронную карту. Использование платы радар­процессора значительно расширяет диапазон возможностей Navi-Sailor 3000-I, позволяя осуществлять:

  • наложение «сырой» радарной картинки поверх карты
  • автоматическое выделение и сопровождение до 128 целей одновременно
  • запись «сырого» радарного изображения на жесткий диск компьютера

Благодаря возможности отслеживания целей на всей зоне действия радара, автоматическому захвату и сопровождению целей, радар­процессор производства Транзас дополнительно выполняет функции САРП.

Интегрирация с моулем погоды SPOS

Интегрированная с системой Navi-Salior программа планирования маршрута с учетом погодных условий SPOS позволяет ежедневно получать по электронной почте прогноз погоды, поступающий от метеорологического бюро Meteo Consult. Модуль погоды может поставляться как самостоятельное ПО для отображения, анализа и работы с картами погоды.

Модуль погоды SPOSSPOS позволяет:

  • заказывать, получать и отображать прогноз погоды
  • вводить маршрут и данные судна
  • просчитывать различные вартанты маршрутов
  • сравнивать результаты просчитанных маршрутов
  • сохранять и ежедневно обновлять лучший маршрут.

SPOS позволяет импортировать маршрут из Navi-Sailor 3000-I или создавать оптимальные маршруты и экспортировать их в Navi-Sailor 3000-I.

Чтобы регулярно получать прогноз погоды, необходимо:

  • создать запрос на подписку в SPOS,
  • отослать его по судовой системе связи
  • после обработки заказа в Meteo Consult вы будете ежедневно получать прогноз погоды по электронной почте.

Размер файла с прогнозом для одного района составляет около 30 кБ, что позволяет использовать для связи даже систему Inmarsat mini-M не неся значительных затрат.

Интеграция с АИС

Интеграция с АИССопряжение системы Navi-Sailor 3000-I с АИС­транспондером обеспечивает следующие функциональные возможности:

  • отображение целей АИС на экране
  • полная информация о целях (координаты, название судна, MMSI, номер IMO, навигационный статус судна, тип судна и груза, скорость и т.п.)
  • прием данных от других судов и береговых центров АИС (навигационные средства и виртуальные цели (aids to navigation), базовые станции, поисково-спасательные воздушные АИС-цели)
  • передача собственных данных для использования другими судами и береговыми центрами
  • отправление сообщений об опасности другим объектам АИС

Дополнительные возможности интеграции:

  • полноценное использование системы Navi-Sailor как модуля клавиатуры и дисплея (MKD) в случае интеграции с АИС R4 производства SAAB
  • интеграция с транспондером черерз лоцманский порт, когда Navi-Sailor используется в качестве Pilot Personal Unit.

-Поисково-спасательные операцииПоисково-спасательные операции

Navi-Sailor 3000 позволяет создать маршрут, соответствующий одной из схем поиска терпящих бедствие, рекомендованных Конвенцией по поиску и спасению SAR:

  • расширяющийся квадрат (Expanding Square)
  • параллельные галсы (Parallel Track/ Creeping Line)
  • поиск по секторам (Sector Search)

Помимо этого, доступна коррекция Current/Drift (расчетный дрейф в районе поиска при постоянном течении).

Система управления движение судов по траектории Track Control

Система Track Control обрабатывает сигналы, поступающие на ЭКНИС Navi-Sailor от датчиков позиционирования судна (EPFS), курса (гирокомпас) и скорости (лаг), и предназначена для удержания судна относительно запланированного маршрута как при движении по прямой, так и на поворотах.

Система Track Control сертифицирована в соответствии со стандартом IEC 62065 со следующими моделями авторулевых:

  • Raytheon NP2025 - сертификат категории "B" (управление движением по заранее определенным прямым участкам с поворотами между прямыми)
  • Yokogawa PT500A - сертификат категории "С" (управление движением по заранее определенным прямым и участкам циркуляций).

Интеграция с авторулевым позволяет автоматически и с наименьшиим потерями удерживать судно на продложенном маршруте при минимальном участии судоводителя. Очевидно, что при этом внимание судоводителя, отвлекаемое обычно на коррекцию курса или выполнение поворота, остается обращенным на внешнюю навигационную обстановку.

В систему включены средства прокладки как заранее спланированных, так и временных маршрутов. В случае возникновения опасной навигационной ситуации система генерирует тревожные сообщения.

Система Track Control , так же как и ЭКНИС Navi-Sailor 3000-I, имеет сертификаты одобрения типа норвежского сертификационного общества Det Norske Veritas и соответствует требованиям IMO MSC.74 (69), приложение 2 и IEC 62065.

Функция фильтра применяется для сглаживания данных EPFS (Electronic Positioning Fixing System) на основе использования информации, полученной от лага, гирокомпаса и вторичной EPFS. Для сглаживания выбросов и уточнения позиционирования используется фильтр Калмана с возможностью дополнительной настройки по погодным условиям.

Фильтр включает возможность мониторинга и тревожной сигнализации для контроля расхождения отфильтрованной и "сырой" информации в графической форме и в форме оповещения. Данная функциональность используется на судах со скоростью меньше 30 узлов.