Регистратор данных рейса (Черный ящик)

Необходимость использования на флоте приборов, аналогичных "черному ящику" назрела уже давно. Аварийность на флоте, к сожалению, еще очень велика. Причем, причины многих аварий остаются до конца не выясненными. Достоверно восстановить все детали обстановки, предшествующей аварии, очень трудно. Работа многочисленных самописцев не синхронизируется по времени. Многие важные обстоятельства фиксируются только в судовых (вахтенных) журналах, а это не гарантирует их полноту и достоверность. Неоднократно морской общественностью поднимался вопрос о создании системы автоматической регистрации данных рейса с устройством хранения информации типа "черный ящик".

Международная электротехническая комиссия в соответствии с требованиями SOLAS, учитывая Резолюцию А.861(20), разработала и приняла Международный стандарт МЭК 61996, которым устанавливает минимальные требования к рабочим характеристикам, задает технические характеристики и методы испытания, а также требуемые результаты испытаний для установок судового регистратора данных рейса (РДР).

Требования к живучести судового "черного ящика", как и для авиационного, очень жесткие. Капсула должна быть спроектирована так, чтобы гарантировать сохранность записанных данных после воздействия следующих факторов:

  1. удар - ударная нагрузка 50 g с длительностью импульса 11 мс;
  2. проникновение - масса 250 кг со стержнем диаметром 100 мм при падении с высоты в 3 м;
  3. пожар - при температуре 260° в течение 10 часов, при температуре 1000° в течение 1 часа;
  4. глубоководное давление и погружение - давление 60 Мпа, что эквивалентно погружению в морскую воду до глубины 6000 м, пребывание на глубине 3 м в течение 30 суток.

Процесс записи на конечный носитель не должен прерываться более чем на 10 минут в течение процесса сохранения. Время, в течение которого все записанные элементы данных сохраняются, должны составлять как минимум 12 часов. Новые данные могут быть записаны поверх элементов данных, которые старше этого срока. В случае выхода из строя аварийного источника электроэнергии РДР должен записывать звуковые сигналы на мостике от специализированного резервного источника питания в течение 2 часов. И только по истечении этого 2-х часового периода вся запись должна прекращаться.

Согласно нормативным документам Регистратором данных рейса фиксируются 15 основных параметров (МЭК 61996, приложение 1):

Дата и время - относительно Всемирного скоординированного времени, определяемом от внешнего (не установленного на судне) источника, либо от встроенных в регистратор часов. Детальность реконструкции истории инцидента должна быть не хуже, чем 1 секунда.

Широта и долгота местоположения судна и используемая система координат - широта и долгота, а также система координат, используемая в технических средствах навигации, режим работы этих приборов. Разрешающая способность при записи координат до 0,0001 мин. дуги.

Скорость относительно воды и/или грунта с указанием способа измерения. Данные должны записываться с разрешающей способностью до 0,1 узла.

Курс (истинный/магнитный). Курс судна согласно показаниям судового гирокомпаса или магнитного компаса должен записываться с разрешающей способностью до 0,10.

Речевые переговоры, команды и звуковые сигналы на ходовом мостике. Звуковые сигналы на всех рабочих местах (управление судном по осевой линии; крыло (крылья) мостика; главный радар; прокладочный стол; рулевой; связь), а также, по возможности, объявления через командное трансляционное устройство.

Переговоры с другими судами или объектами. Переговоры с использованием радиооборудования УКВ диапазона записываются непрерывно.

Радиолокационная и вспомогательная навигационная информация, отображаемая на индикаторе радиолокационной станции. Метод регистрации должен обеспечивать возможность воспроизведения изображения в том виде, в каком оно было в момент записи, с учетом возможных искажений, связанных со сжатием информации при записи.

Глубина под килем судна с указанием установленной шкалы измерения и режима работы эхолота.

Аварийно-предупредительные сигналы - записывается состояние всех предписанных ИМО сигналов тревоги, поступающих на ходовой мостик. Записываются также параметры этих сигналов там, где это осуществимо.

Команды, поступающие в рулевую машину, и их выполнение, а также режим работы системы управления курсом и траекторией. Записываются углы перекладки руля как для команды, так и для ее выполнения с разрешением до 10, насколько это допустимо на судне.

Команды, поступающие в машинное отделение, и их выполнение, а также режим работы подруливающих устройств (при их наличии). Сюда относятся положения машинных телеграфов или органов прямого управления двигателем/гребным винтом, включая число оборотов в минуту вала, и показания обратной связи. Сюда также относится состояние носового и кормового подруливающих устройств, если таковые предусмотрены.

Состояние забортных отверстий в корпусе судна. Включает всю обязательную информацию, поступающую на ходовой мостик, о статусе забортных отверстий.

Состояние водонепроницаемых и противопожарных дверей. Включает всю обязательную информацию, поступающую на ходовой мостик, о статусе дверей.

Ускорения и напряжения в корпусе судна. Если судно оборудовано приборами контроля напряжений в корпусе и реакции на внешнее воздействие, то все элементы данных, которые были предварительно отобраны оператором, должны регистрироваться.

Скорость и направление ветра. Это применимо, если судно оборудовано соответствующим датчиком. Регистрируются относительные, или истинные направления и скорость ветра, с указанием на их вид.

На 79-й сессии КБМ, которая состоялась в период с 1 по 10 декабря 2004 г., были приняты поправки к правилу 29 Главы V (V/20) Конвенции СОЛАС - "Регистраторы данных рейса", касающиеся оснащения груовых судов, находящихся в эксплуатации, Упрощенными регистраторами данных о рейсе (S-VDR). Поправки вступают в силу 1 июля 2006 г.

В соответствии с новым правилом все грузовые суда, находящиеся в эксплуатации, должны быть оснащены регистратором данных о рейсе, который может быть упрощенным регистратором данных о рейсе, в следующем порядке:

  • грузовые суда валовой вместимостью 20000 и более, построенные до 1 июля 2002 г., - во время первого планового докования после 1 июля 2006 г., но не позднее 1 июля 2009 г.
  • грузовые суда валовой вместимостью 3000 и более, но менее 20000, построенные до 1 июля 2002 г., - во время первого планового доковацния после 1 июля 2007 г., но не позднее 1 июля 2010 г.
  • Администрации могут предоставлять грузовым судам изъятия из вышеуказанных правил, в случае если суда будут постоянно выведены из эксплуатации в течение двух лет с даты применения требований.

 


Consilium S-VDR/VDR

Consilium разрабатывает, производит и устанавливает Регистраторы данных рейса с 1996 г. Четвертое поколение комбинированных систем Consilium S-VDR и VDR легко устанавливается как на строящихся, так и на переоборудуемых судах. Регистратор данных рейса VDR содержит интерфейсы ко всем возможным интегрированным системам управления и судовым датчикам. Модульная конструкция предлагает также много опций, таких как запись данных от четырех радаров, системы судового теленаблюдения CCTV. Consilium VDR соответствует резолюциям ИМО A.861 (20), IEC 61996, IEC 61996-2 (с поправками по S-VDR), IEC 60945 и IEC 68-2-27 ч. 2, а также Директиве ЕС №1999/35EC.
Основной блок S-VDR
Система полностью пассивна и записывает все данные, поступающие в основной блок. Она не влияет на другие системы и на поступление прочих данных. Регистратор постоянно сохраняет данные за последние 12 часов, стирая устаревшие данные и заменяя их обновленными.
Блок видеозахвата
Двухканальный блок видеозахвата (VGU) записывает сжатое изображение в формате JPEG. Блок поставляется в отдельно корпусе, возможна также поставка конфигурации с 4-мя каналами.
Блок аудиозахвата
Блок аудиозахвата (AMU) имеет 8 микрофонных входов и 2 входа с УКВ радиостанции с индивидуальной настройкой. Все входы микшируются по 4-м аудиоканалам. Аудиосигнал сжимается для снижения объема записываемой информации. Блок поставляется в отдельно корпусе.
Микрофоны
Могут быть консольного или настенного исполнения. Имеют встроенные динамики для автоматической проверки. Конструкция предусматривает также установку на открытых крыльях мостика.
Серийный интерфейс
Серийный или NMEA интерфейс состоит из 1, 2 или 3 модулей. Каждый модуль имеет 6 отдельных NMEA входов. Интерфейс устанавливается в основном блоке.
Аналого-цифровой конвертер
Аналого-цифровой конвертер сигналов состоит из IO модулей, преобразующих аналоговые и цифровые сигналы от различных датчиков на судне в формат NMEA.
Капсула
Фиксированная или свободновсплывающая капсула постоянно сохраняет данные за 12 часов, поступающие от основного блока. Емкость встроенной памяти составляет 4 Гб или 8 Гб. Соответствует требованиям стандарта IEC 61996.
Портативный "черный ящик"(PBB)
Портативный "черный ящик" (PBB) - опциональный блок, внешний носитель емкостью до 500 Гб, на котором может храниться до недели записи данных.
Выносной пульт управления
Осуществляет функции управления и постоянно отображает состояние и неисправности в системе, анализируя ее параметры. Пульт управления также оснащается кнопкой аварийного резервирования, с помощью которой событие может быть записано на модуль памяти USB2.0.
Запись данных, обязательных для систем S-VDR:
Тип данныхИсточник данных
Дата и времяПриемник GPS
Местоположение суднаПриемник GPS
СкоростьЛаг
КурсГирокомпас
Речевые сигналы на ходовом мостике3-7 микрофонов
Переговоры с другими судамиУКВ радиостанция
Информация с индикатора РЛСДисплей основной РЛС
АИС (обязательно при отсутствии РЛС)Оборудование АИС
Дополнительная запись данных, обязательных для VDR (опционально для S-VDR):
Тип данныхИсточник данных
Глубина под килем суднаЭхолот
Аварийно-предупредительные сигналы(Микрофоны)
Команды, поступающие в рулевую машину, и их выполнениеРулевой механизм/авторулевой
Команды, проступающие в машинное отделение, и их выполнение/Режим работы подруливающих устройствМашинный телеграф
Состояние забортных отверстийДатчики на дверях
Состояние водонепроницаемых и противопожарных дверейДатчики на дверях
Ускорения и напряжения в корпусе суднаДатчики напряжения
Скорость и направление ветраДатчики скорости и направления ветра
Основной блок F1/S1
Условия эксплуатации:IEC 60945
Период записи:12 часов
Серийные входы NMEA-0183:до 14 каналов IEC 61162-1,
1 канал HS 38400 бит/сек IEC 61162-2
Серийные выходы NMEA-0183:1 канал IEC 61162-1
Сервисный интерфейс:100Base-TX (IEEE 802.3)
Коммуникационный интерфейс:100Base-TX (IEEE 802.3)
Потеря питания:2 часа постоянной записи при неисправности внешнего питания
Экспорт данных:Вывод данных на промышленный USB носитель
Потребление энергии:< 120 W
Питание:115-230 VAC
Габариты:583 × 440 × 177 мм
Масса:19 кг
Блок аудиозахвата (AMU)
Условия эксплуатации:IEC 60945
Аудиовход:до 8 микрофонов с самотестированием по 4-м аудиоканалам
Вход с УКВ:2 канала
Габариты:295 × 258 × 48 мм
Масса:2.5 кг
Блок видеозахвата (VGU) Интервал захвата до 5 секунд.
Условия эксплуатации:IEC 60945
Вход с радара: разрешение до 1920 ? 1200, 60 Hz
Габариты: 156 × 280 × 147 мм
Масса: 1.4 кг
Микрофон AM1
Условия эксплуатации:IEC 60945
Громкоговоритель:автоматическое самотестирование в стандартной комплектации
Корпус:IP66 для внешнего использования
Габариты:144 × 48 мм
Масса:0.2 кг
Удаленный пульт управления (RCU)
Условия эксплуатации:IEC 60945
Аварийная кнопка:копирует установленный интервал записи на промышленный USB носитель
Цветной TFT дисплей:отображение текущего состояния системы
Кнопка квитирования: подтверждает и квитирует алармы
Габариты144 × 288 × 54 мм
Масса:420 гр
Фиксированная капсула (VDR)
Период записи:12 часов
Прочность на пробой:250 кг ? 100 мм штырь с 3 м
Пожаропрочность:60 минут при 1100°С
10 часов при 260°С
Удар:IEC 68-2-27, 50 g, 11 мсек, полусинусоида
Погружение:6000 м на 30 дней
Гидроакустический маячок: соответствует SAE AS 8045, поставляется с капсулой
Безопасное расстояние до компаса: 1 м
Габариты капсулы HVR:200 × Ø178 мм
Габариты капсулы SVR: 197 × Ø178 мм
Масса капсулы HVR:8.7 кг
Масса капсулы SVR: 8.1 кг
Питание: 24 VDC ±20%
Потребление энергии: 5Вт макс.
Свободновсплывающая капсула (S-VDR)
Условия эксплуатации: соответствует IEC 61996-2
Период записи: 12 часов
Погружение: 10 м до 5 минут
Тип памяти: SSD
Носитель: 2Гб флеш-диск (стандарт)
Устройство отделения: Hammar H20
Длина кабеля: 2.5 м
Безопасное расстояние до компаса: 1 м
Габариты: 570 × Ø188 мм
Масса: 3.5 кг
Внешнее питание: 10-30 VDC
Потребление энергии: 0.25A
Аналого-цифровой конвертер
Условия эксплуатации:IEC 60945
Аналоговые и цифровые входы:
±10 VDC:
4-20 mA:
Digital:
1024 отдельных входов на каждый шлюз.
8 входов на каждом модуле
8 входов на каждом модуле
16-32 входов на каждом модуле
Габариты:82 × 120 × 108 мм
Масса:0.3 кг
Портативный "черный ящик"(PBB)
Условия эксплуатации: не обязателен к установке
Емкость памяти:мин. 30 суток
Коммуникационный интерфейс:100Base-TX (IEEE 802.3)
LAN порт: RJ-45
Габариты:160 × 218 × 63 мм
Масса:3.5 кг
Внешнее питание: 90-230 VAC, 50-60 Hz
Внутренее питание: 12 VDC

 


Transas VDR/S-VDR 3200

Регистратор данных о рейсе VDR/S-VDR 3200 является новым поколением продуктов линейки VDR/S-VDR производства компании Транзас и не только соответствует, но и превышает требования IMO и IEC для оборудования данного типа.

Легкое и компактное устройство надежно защищено металлической оболочкой и может поставляться в полной или упрощенной конфигурации (VDR или S-VDR), в зависимости от потребностей заказчика. Сохранение изображения от двух радаров, десяти источников записи аудиосигналов, шести разновидностей закрепленных и плавучих капсул памяти, дополнительный внешний жесткий диск USB – далеко не полный перечень новых возможностей "черного ящика" VDR/S-VDR производства компании Транзас.

VDR/S-VDR 3200 предназначен для безопасного сбора и хранения данных о рейсе, таких как местоположение, курс, радарное изображение, скорость, звукозапись на мостике и т. д., за определенный отрезок времени с возможностью последующего воспроизведения в соответствии с требованиями IEC 61996-2/61996.

Базовая конфигурация VDR/S-VDR 3200 в соответствии с обязательными требованиями включает в себя:

  • Основной электронный модуль
  • Микрофоны
  • Дистанционный блок аварийной сигнализации
  • Блок бесперебойного питания
  • Капсулу памяти (закрепленную или плавучую)
  • Программное обеспечение VDR/S-VDR 3200
  • Утилиту воспроизведения записанных данных

Опции

  • KW935 аналоговый интерфейс для подключения сенсоров, не относящихся к протоколу NMEA
  • KW932 дискретный интерфейс
  • KW910 синхронизированный интерфейс
  • Сертифицированный ЭКНИС жидкокристаллический монитор 19 дюймов
  • Специализированная ЭКНИС-клавиатура ES4
  • Внешний жесткий диск USB объемом 120 Gb в металлической оболочке
  • Расширенная функциональность записи и последующего воспроизведения
  • Дополнительная плата захвата радарного изображения для VDR/S-VDR 3200.

Дублирование ЭКНИС Navi-Sailor 3000 (Backup станция)

Дублирование ЭКНИС Navi-Sailor 3000Регистратор VDR/S-VDR 3200 сертифицирован как дублирующий ЭКНИС и может быть использован на борту судов SOLAS в соответствии с требованиями к оборудованию данного типа. В комбинации с ЭКНИС Navi-Sailor (ведущая станция) и официальной коллекцией карт S-57 эта разработка позволяет осуществлять навигацию без использования бумажных карт.

Основной электронный модуль

Основной электронный модуль базируется на компактном компьютере и соответствует обязательным требованиям к оборудованию VDR/S-VDR. Устройство поставляется с блоком бесперебойного питания, обеспечивающим более двух часов аудиозаписи в случае полного отключения электричества.

Параметры модуля

  • Запись радарного изображения9 микрофонов + 1 канал УКВ или 6 микрофонов + 2 канала УКВ
  • 8 каналов для NMEA/IEC 61162 датчиков
  • Канал подключения АИС или расширение до 38400 бод
  • Двухлинейный статусный дисплей
  • 18 СИДов на лицевой панели для отображения статуса данных
  • Порт локальной сети для выгрузки данных на ноутбук
  • Светозвуковая сигнализация
  • Гнездо для подключения наушников для мониторинга цифровых аудиосигналов
  • Кнопки управления базовыми функциями
  • Плата захвата радарного изображения для VDR/S-VDR 3200 (опционально для S-VDR)
  • Два последовательных порта RS-232 для управления настройкой ЖК-монитора и подсоединения АЦП-конвертеров (опционально).
  • Размеры модуля (ВхШхГ): 600 × 400 × 155 мм.

Микрофоны

Запись аудиосигналовВысокочувствительные и самонастраивающиеся микрофоны предназначены для записи аудиосигналов.

Размеры микрофонов (ВхШхГ): 124 × 50 × 25 мм.

Дистанционный блок аварийной сигнализации

Функция дистанционного блока аварийной сигнализации заключается в объявлении светозвуковой тревоги, подтверждаемой нажатием соответствующей кнопки.

Размеры блока (ВхШхГ): 124 × 50 × 25 мм.

Блок бесперебойного питания

Просмотр данных в формате NMEAБлок бесперебойного питания предназначен для предотвращения полного или частичного отключения, а также перепадов электричества.

Размеры блока (ВхШхГ): 300 × 250 × 155 мм.

VDR капсулы

  • Фиксированная капсула MK2 производства DANELEC
  • Фиксированная капсула DRV100 производства KOTEL
  • Фиксированная капсула HVR производства L3 Communications

S-VDR капсулы

  • Фиксированная капсула SVR производства L3 Communications
  • Плавучая капсула RLB-35MC производства ACR Electronics
  • Плавучая капсула Tron S-VDR производства Jotron