Комплектующие – заместить, проекты – пересчитать: Владимир Путин провёл совещание по вопросам развития судостроительной промышленности

Владимир Путин обсудил с министрами и главами корпораций судьбу судостроительного комплекса в России. Из-за санкций и отказов от поставок сдвигаются сроки сдачи большинства проектов судов, которые сейчас строятся или проектируются отечественными верфями. Лучше всего чувствуют себя ледоколы, которые в большинстве своём используют как раз отечественное оборудование. А хуже всего рыбопромышленному комплексу. Верфи планируют поддержать субсидиями, средства на которые возьмут из крабовых аукционов.

 

Начиная совещание, Владимир Путин сразу отметил трудности с поставками оборудования для российских судов – в основном вся техника и комплектующие импортные. Эта тема поднималась весной на совещании по развитию агропромышленного комплекса. По его итогам были даны поручения выделить дополнительно 7 млрд рублей на производство российского оборудования для рыбопромыслового флота.

 

Но замещение иностранной техники и комплектующих в производстве рыболовных и других гражданских судов может повлиять (и уже влияет) на параметры строящихся проектов. Это и сроки, и затраты на перепроектирование. Некоторые верхи уже стали переносить дату сдачи и менять параметры.

 

«Всё импортозаместить невозможно, да и не нужно этого делать, но добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования, по самым значимым производственным процессам и технологиям нужно. Нужно делать так, чтобы как можно больше операций по оснащению, дооборудованию, ремонту судов проводилось именно в нашей стране. Нужно дать ход инициативам российских судостроителей, их отечественных поставщиков и заказчиков, поддержать модернизацию наших верфей и предусмотреть удобные финансовые механизмы, чтобы внутри России появились новые заказы на качественные современные суда, в том числе суда ледового класса для наращивания возможностей Северного морского пути и других наших арктических проектов. Всё это необходимо для того, чтобы росла загрузка отечественных предприятий, создавались рабочие места в этой сложной, высокотехнологичной отрасли», – сказал Владимир Путин.

 

Также президент предложил задать долгосрочные ориентиры развития судостроения, выстроить заказы, сверстать планы верфей, исходя из потребностей заказчиков: транспортных, рыбопромысловых, энергетических и других компаний.

 

Владимир Путин отметил, что одно из главных, перспективных направлений отечественного судостроения – это строительство крупнотоннажных судов. Уже принято решение финансировать часть затрат на такие проекты в том случае, когда они увязаны с локализацией производств, с созданием в России самых передовых технологий в этой сфере. Ведущим центром крупнотоннажного судостроения станет дальневосточный комплекс «Звезда».

 

Министр промышленности Денис Мантуров подтвердил, что на ССК «Звезда» уже сданы первые танкеры типа «Афрамакс», строятся «газовозы и продуктовозы» для Севморпути. С ними всё не очень хорошо. Сейчас на заводах в разной степени готовности находятся 70 судов для рыбодобывающей отрасли по программе «квоты под киль».

 

В целом загрузка мощностей отрасли сейчас достаточно высокая. На 63 судостроительных предприятиях в разных стадиях строительства находятся около 300 судов и морской техники. Плюсом к этому в собранной Минпромторгом потребности государственных и частных заказчиков до 2035 года ещё находятся более 700 судов разных типов, но пока далеко не по всем имеются технические характеристики, а также финансовое обеспечение и, соответственно, наличие твёрдых заказов.

 

Правительством дано поручение заинтересованным ведомствам уточнить все параметры с учётом планируемых грузо- и пассажиропотоков. Это необходимо в первую очередь, чтобы чётко рассчитывать стапельную загрузку. Поскольку это длительный цикл постройки, происходит на нём также удорожание.

 

«Судостроители уже не раз сталкивались с такой проблемой, особенно когда заключали контракты с твёрдой ценой при отсутствии проекта. В результате, чтобы сдать судно, они вынуждены брать на себя убытки за превышение первоначальной стоимости. В этой связи совместно с Минфином принято решение о проведении аудита накопленной задолженности. Начнём с предприятий ОСК, и по итогам будут сформированы предложения по возможному последующему их финансовому оздоровлению», – сказал Денис Мантуров.

 

Владимир Путин переспросил – как же так, стройка велась без проектов, «чего контрактов-то убыточных назаключали?» Алексей Рахманов, глава АО «Объединённая судостроительная корпорация», ответил, что когда начинается строительство, практически нет полной спецификации и понимания, из чего корабль или судно будет состоять.

 

«Мы в таких ситуациях, когда работаем с Министерством обороны, работаем по ориентировочным ценам. А вот бюджетное правило – всегда упираемся в две проблемы. Мы на этапе формирования и строительства этого заказа, не имея проекта, не можем мотивированно заявить о том, какая будет цена. Поскольку мы стараемся быть клиентоориентированными, в этом смысле слишком сильно пошли в сторону заказчиков, для того чтобы строить, сдавать суда, а после этого разбираться с деньгами. Может быть, это неправильный подход – посыпаю голову пеплом, но мне всегда казалось, что сначала Родина, а потом, соответственно, уже наши финансы», – отметил Алексей Рахманов.

 

На это президент ответил, что интересы Родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной. И наоборот: нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам Родины. И даже в работе с бюджетом можно взять на вооружение наработки с Минобороны по ориентировочным ценам.

 

Денис Мантуров сказал, что теперь у ОСК есть поручение – не заключать контракты без получения независимой технико-экономической экспертизы. В дальнейшем предлагается закрепить этот принцип на законодательном уровне для всех предприятий отрасли как в отношении государственных заказов, так и проектов компаний с госучастием.

 

Министр промышленности сообщил, что многие заказчики обожглись на том, что предпочитали иностранные узлы и агрегаты, даже при наличии отечественных аналогов. Теперь комплектующих нет, а проекты стали стоить в разы дороже. Более того, их приходится на ходу перепроектировать. И только по рыбопромысловым судам такая работа потребует дополнительных затрат от всех участников более чем на 2 млрд рублей. Эта работа, конечно, снова сдвинет сроки сдачи. Мантуров предложил, чтобы заказчики не применяли к верфям штрафные санкции, увеличить на два года время, отведённое под строительство, с уточнением окончательной стоимости. Аналогичные меры уже принимались в строительном комплексе.

 

Что касается новых проектов, потенциальным заказчикам будет предложен типовой набор судов разного назначения с максимальным использованием отечественного оборудования.

 

«Сейчас самым, наверное, независимым в технологическом плане является сегмент ледокольного флота, и мы будем стремиться к этому по всем другим направлениям, – заметил Денис Мантуров. – Мы определили критические позиции в части узлов, агрегатов, которые необходимо в кратчайшие сроки разработать и запустить в серию, в том числе с учётом потребности судостроительного комплекса «Звезда» по крупному тоннажу. Минфин оперативно отработал поручение, ещё 15 млрд на следующие два года уже включены в проект трёхлетнего бюджета. Для реализации нескольких сотен новых проектов до 2030 года необходимо также модернизировать и существенно расширить сами мощности предприятий. В предыдущие годы средства на техническое перевооружение выделялись исключительно под военное кораблестроение. Сейчас судостроительные заводы оценивают объём капитальных затрат, вложений для выполнения гражданских заказов. С учётом того что рентабельность по ним нормативно ограничена, нам потребуются, возможно, бюджетные инвестиции, но нужно для этого до конца провести все обсчёты».

 

Разработаны программы поддержки, лизинг оборудования с привлечением средств ФНБ и возвратом по ставке 1,5%. Льготный лизинг теперь, собственно, основной двигатель тех заказов, которые есть.

 

И в завершение доклада Мантуров попросил о дополнительном финансировании для поддержки дальневосточных верфей – около 6 млрд рублей на возмещение части затрат по строительству краболовов. Предполагается, что источником по данной субсидии будут средства от крабовых аукционов – второго этапа, который ещё не запущен. Он снова вызывает ожесточённое сопротивление рыбопромышленного комплекса, но, видимо, возмущение снова ничего не даст. Фактически это получится достройка судов первого этапа за счёт средств, полученных со второго.

Оригинал: https://www.newsvl.ru/society/2022/08/19/211535/#ixzz7cg75NicT